«Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам.
Существует множество причин самовольных уходов детей из дома, приведем примеры основных:
1. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: уважения, любви, принятии.
2 . Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»).
3. Протест против родителей.
4. Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том, числе любви), переживания тяжелой утраты (смерть кого-то из близких).
5. Жесткое обращение в семье. Злоупотребление родителями спиртных напитков.
К числу наиболее часто встречающихся нарушений в детско- родительских отношениях относятся следующие:
Отвергающая позиция:
Родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.
Позиция уклонения:
Эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.
Позиция доминирования по отношению к детям:
Для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания.
Отвергающе-принуждающая позиция:
Родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.
С целью недопущения пропусков занятий учащимися без уважительных причин и самовольных уходов из дома классный руководитель или социальный педагог ежедневно регистрирует информацию об отсутствующих школьниках.
Обстоятельную классификацию побегов у детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте, выделивший следующие их типы:
1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;
2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близкого окружения;
3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у «робких» и «забитых»;
4. «Специфически – пубертатный побег» вследствие возрастного фантазёрства и мечтательности. |